Руководство предназначено для автомобилей Chevrolet Lacetti и Daewoo Gentra (Ravon)

Реечный рулевой механизм с гидроусилителем


рулевой механизм

Рулевой механизм в сборе подрамником передней подвески: 1 — подрамник; 2 — наконечник правой рулевой тяги; 3 — скоба крепления трубы картера; 4 — соединительные трубки гидроусилителя; 5 — картер механизма; 6 — вал-шестерня; 7 — болт и гайка со шпилькой крепления картера; 8 — наконечник левой рулевой тяги

В системе реечного рулевого управления с гидроусилителем имеется поворотный управляющий клапан, который направляет гидравлическую жидкость, поступающую от гидронасоса, на одну или другую сторону плунжера рейки. Цельный плунжер рейки соединен с рейкой. Плунжер рейки преобразует гидравлическое давление в линейную силу, перемещающую рейку влево или вправо. Далее эта сила передается через поперечные рулевые тяги на поворотные кулаки, которые поворачивают колеса.
Если не функционирует гидроусилитель рулевого управления, реечный рулевой механизм управляется механически, однако в этом случае потребуются более значительные усилия для рулевого управления. Вращение рулевого колеса передается на шестерню. Вращательное движение шестерни передается на червяк шестерни, нити которого зацепляются за зубья рейки, таким образом вызывая линейное перемещение рейки.
Гидравлический насос лопастного типа обеспечивает давление для обеих систем рулевого управления.

Система рулевого управления с гидроусилителем, обеспечивающим переменное усиление в зависимости от скорости

В системе рулевого управления с гидроусилителем, обеспечивающим переменное усиление в зависимости от скорости, (ssps) изменяется усилие водителя, которое требуется для поворота руля при изменении скорости автомобиля. На малой скорости система обеспечивает максимальное усиление для облегчения поворотов и маневрирования при парковке. На высокой скорости усиление рулевого управления уменьшается, чтобы обеспечить более жесткое управление и повысить курсовую устойчивость. Система ssps выполняет эту задачу путем уменьшения количества гидравлической жидкости, протекающей от насоса на рулевой механизм с гидроусилителем, по мере возрастания скорости автомобиля. Когда автомобиль неподвижен, система ssps обеспечивает максимальный расход гидравлической жидкости на рулевой механизм. По мере повышения скорости автомобиля расход гидравлической жидкости на рулевой механизм уменьшается.

Контроллер
Контроллер ssps обрабатывает данные о скорости автомобиля, поступающие от контроллера ЭСУД (ecm), и использует датчик поворота рулевого колеса для выдачи управляющего сигнала на привод электронной регулируемой диафрагмы (evo), расположенный на насосе рулевого управления с гидроусилителем.

Привод электронной регулируемой диафрагмы (evo)
Привод электронной регулируемой диафрагмы (evo) расположен на насосе рулевого управления с гидроусилителем и содержит электромагнитный игольчатый клапан. Жидкость, нагнетаемая насосом, проходит через отверстие в наконечнике привода. Когда привод evo приводится в действие контроллером ssps, игла перемещается в диафрагму и снижает расход гидравлической жидкости на рулевой механизм. По мере возрастания скорости автомобиля возрастает ток от контроллера ssps, и игла все сильнее перекрывает диафрагму.

Датчик поворота рулевого колеса
Датчик поворота рулевого колеса расположен в торце корпуса рулевой колонки и используется для выдачи на контроллер сигнала о том, что требуется выполнение резкого поворота или маневра уклонения.

Шланг высокого давления рулевого управления с гидроусилителем
На автомобилях с системой ssps имеется специальный узел шланга высокого давления, включающий встроенный обратный клапан в реечном рулевом механизме. Он уменьшает "отдачу" на рулевое колесо при проезде неровностей на дороге на такой скорости, когда расход и давление гидравлической жидкости ограничиваются.

Реечный рулевой механизм с гидроусилителем
За исключением разницы в обработке клапана конструкция реечного рулевого механизма с системой ssps аналогична конструкции рулевого механизма без ssps. Вращение рулевого колеса передается на шестерню через промежуточный вал. Шестерня перемещает рейку влево или вправо благодаря зацеплению зубьев шестерни и рейки. Это усилие затем передается через поперечные рулевые тяги и поворотные кулаки на управляемые колеса.
В системе реечного рулевого управления с гидроусилителем имеется поворотный управляющий клапан, который направляет гидравлическую жидкость, поступающую от гидронасоса, на одну или другую сторону плунжера рейки. Плунжер, соединеный с рейкой, преобразует гидравлическое давление в перемещение рейки влево или вправо. Поворотный управляющий клапан регулирует усиление в зависимости от вращающего момента от водителя.
Если гидроусилитель не функционирует, работает механическое управление. Однако в этом случае потребуются более значительные усилия для рулевого управления.

Насос рулевого управления с гидроусилителем
На стандартном насосе лопастного типа, обеспечивающем давление в гидравлической системе, имеется специальный выпускной фитинг для крепления привода evo.

Работа системы
Работа системы начинается с поступления входного сигнала с датчика скорости автомобиля через контроллер управления двигателем на контроллер ssps. Контроллер ssps посылает сигнал на привод ssps, чтобы изменить уровень расхода гидравлической жидкости с насоса рулевого управления.

Работа схемы
В системе ssps используются входные сигналы от датчиков скорости и поворота рулевого колеса, поступающие на контроллер ssps, чтобы определить необходимое усиление рулевого управления с гидроусилителем.
Контроллер ssps непрерывно сравнивает величину тока, протекающего через привод evo, с его расчетным значением. В приводе evo имеется игла, перемещающаяся вперед-назад в диафрагме для регулирования расхода гидравлической жидкости рулевого управления. Контроллер ssps может изменять силу тока, протекающего через привод evo, путем изменения выходного коэффициента заполнения. Если привод evo отключен, игла будет вытянута из диафрагмы для обеспечения максимального усиления рулевого управления.
В контроллере ssps имеется возможность обнаружения неисправности датчика поворота рулевого колеса, привода evo и электрических цепей этих узлов. Обнаружение любой неисправности приводит к тому, что усиление рулевого управления постоянно остается на максимально высоком уровне, так как игла занимает свое нормально вытянутое положение на всех скоростях.
Когда система работает нормально, с повышением скорости уменьшается усиление рулевого управления, что обеспечивает водителю лучшее чувство дороги и повышает курсовую устойчивость. Если выполняются резкие повороты рулевого колеса, например, при маневрах уклонения, они обнаруживаются контроллером ssps с помощью датчика поворота рулевого колеса. При их обнаружении контроллер ssps снижает ток на привод evo, обеспечивая повышенное усиление рулевого управления.
Система ssps (рулевого управления с гидроусилителем, обеспечивающим переменное усиление в зависимости от скорости) предназначена регулирования усиления рулевого управления в соответствии с изменяющимися условиями движения для повышения уровня комфорта и безопасности.
На малой скорости и на месте рулевое управление становится легким, облегчая маневрирование. Напротив, на высокой скорости усилие для рулевого управления повышается, чтобы обеспечить устойчивость при движении.
На данном автомобиле устанавливается система ssps типа evo (электронная регулируемая диафрагма), которая управляет усилением рулевого управления путем регулирования подачи жидкости под давлением на рулевой механизм от насоса рулевого управления.


увеличить         обозначения

Датчик поворота рулевого колеса расположен в нижней части рулевой колонки.
Этот датчик определяет поворот рулевого колеса и выдает сигнал, который используется для расчета угловой скорости рулевого колеса в контроллере ssps.
Если угловая скорость достаточно велика для вмешательства в нормальное усилие рулевого управления на высокой скорости автомобиля, что означает, что водитель выполнил резкий маневр во избежание аварии, то контроллер системы ssps обеспечит достаточное усиление рулевого управления.
Датчик представляет собой переменный резистор.


увеличить         обозначения

  1. Рулевое колесо
  2. Контроллер ssps
  3. Датчик поворота рулевого колеса
  4. Рулевая колонка
Процедура проверки состоит в следующем:
  1. Отключите разъем ssps
  2. Включите зажигание
  3. Убедитесь в наличии напряжения 5 В между выводами a и c. Если напряжение отличается, в цепях a и c имеется разрыв или короткое замыкание, или же неисправен контроллер ssps.
  4. Проверьте подачу напряжений b+ и b- на выводы "8" и "10" соответственно.
ВЫВОД
НАПРЯЖЕНИЕ
СОПРОТИВЛЕНИЕ
СОСТОЯНИЕ
a-c
4,8 - 5,2 В
9,0 - 10 кОм
Холостой ход
b-c
0,5 - 4,5 В
0,7 - 12 кОм
Работа рулевого управления


увеличить         обозначения

Привод регулятора расхода расположен на выпусном штуцере насоса рулевого управления с гидроусилителем обычного лопастного типа. Привод регулирует расход гидравлической жидкости от насоса на рулевой механизм в зависимости от силы тока от контроллера ssps.
На низкой скорости на привод подается малый ток. При этом привод увеличивает расход, и рулевое управление становится легким.
На высокой скорости, напротив, ток на привод увеличивается. Расход жидкости уменьшается, и усилие на рулевом управлении увеличивается.
При неисправности привода диафрагма его игольчатого клапана открывается на 100%, чтобы обеспечить легкое рулевое управление.
Максимальное давление в гидросистеме с установленной системой ssps составляет 74,4~81,6 кг/см?.
При измерении на выводах снятого разъема привода напряжение может составлять 6,5 В.

рулевой механизм
увеличить         обозначения



увеличить       обозначения

СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ (КМ/Ч)
ТОК (мА)
0
0
60
50
100
400
140
650
160
700
[Зависимость тока привода от скорости автомобиля]
СОПРОТИВЛЕНИЕ СОЛЕНОИДА
13 Ом
Контроллер расположен справа от аудиосистемы, доступ к нему открывается при снятом перчаточном ящике.
Он получает сигналы от датчиков скорости автомобиля и поворота рулевого колеса и обрабатывает их для определения необходимого расхода гидравлической жидкости через привод.
Контроллер оборудован функцией самодиагностики. При обнаружении какой-либо неисправности контроллер переключается в исходный режим, в котором привод полностью открывается для облегчения рулевого управления.


увеличить         обозначения

ВЫВОД
ЦВЕТ
НАЗНАЧЕНИЕ
1
sb (голубой)
Привод низкий
2
v (фиолетовый)
Привод высокий
3
bw (сине-белый)
Заземление датчика поворота рулевого колеса
4
-
Не используется
5
gr (серый)
Опорный 5 В сигнал датчика поворота рулевого колеса
6
gw (зелено-белый)
VSS (напряжение питания)
7
-
Не используется
8
p (розовый)
Ign on (зажигание включено)
9
br (коричневый)
Сигнальная лампа
10
bw (сине-белый)
Масса
11
-
Не используется
12
-
Не используется
13
l (сиреневый)
ДИАГНОСТИКА
14
sb (голубой)
Сигнал от датчика поворота рулевого колеса












Система рулевого управления
Проверка системы
Рулевой механизм
Диагностика и проверка рулевого механизма
Коды неисправностей
Промежуточный вал и уплотнение передней панели
Трубопроводы гидравлического цилиндра
Прокачка рулевой системы
Снятие бачка рулевой системы
Шланги и трубки
Насос рулевого управления
Замена насоса гидроусилителя
Снятие вспомогательного ремня
Рулевое колесо и колонка
Неисправности руля и колонки
Подрулевые переключатели
Датчик поворота руля
Снятие и установка руля
Цилиндр замка зажигания
Снятие облицовки рулевой колонки
Снятие рулевой колонки
Снятие рулевого механизма
Регулировка рулевого механизма
Замена наконечника рулевой тяги
Замена чехла рулевой тяги
Замена рулевой тяги
Установка прямолинейности положения колёс