Принципиальные и монтажные схемы АКП ZF 4 HP 16
Контроллер коробки передач с главной передачей в сборе (1 из 2)
увеличить обозначения
Контроллер коробки передач с главной передачей в сборе (2 из 2)
Диаграмма переключения передач
Экономный режим (1,8 DOHC)
Блокирующая муфта включена (Экономичный режим; четвёртая передача) (1,8 DOHC)
Усиленный режим (1,8 DOHC)
Режим приостановки (1,8 DOHC)
Схема передачи мощности
Парковка/ нейтраль
Парковка/ нейтраль
При нахождении рычага переключения в положении парковка или нейтраль и работающем двигателе усилие на планетарную передачу не подаётся. Давление в трубопроводе (от масляного насоса) подаётся к корпусу клапана. Включается только сцепление В, а гидротрансформатор выключен.
Управление
Клапан контроля давления в трубопроводе
Клапан регулировки давления в трубопроводе задаёт основной уровень давления в корпусе клапана. Вне переключения передач давление в трубопроводе варьируется между двумя уровнями в зависимости от вращающего момента турбины. Со временем давление в трубопроводе увеличивается линейно. Однако увеличение продолжается до определённого предела. По достижении данного предела излишнее масло вытесняется в масляный поддон.
Редукционный клапан
Редукционный клапан уменьшает в трубопроводе давление, которое приводит в действие отводящие электромагнитные клапаны и электромагнитные клапаны контроля давления (EDS). Благодаря этому возможно применение меньших электромагнитных клапанов.
Давление в трубопроводе нагнетается от масляного насоса к редукционному клапану. Входной канал редукционного клапана блокируется и в трубопроводе поддерживается необходимый уровень давления.
Электромагнитный клапан 1, 2
Электромагнитный клапан 1 регулирует давление в трубопроводе (высокое и низкое) в направлении к клапанам муфт. Электромагнитный клапан 1 включен или выключен. При включенном соленоиде давление в трубопроводе низкое [87~116 ф./кв.д. (6~8 бар)]. При выключенном соленоиде давление в трубопроводе высокое [232~261 ф./кв.д. (16~18 бар)].
Соленоид 2 контролирует поток жидкости к клапану муфты Е или к клапану блокирующей муфты гидротрансформатора. При включенном соленоиде 2 жидкость подаётся к клапану давления блокирующей муфты гидротрансформатора, а при выключенном соленоиде - к впускному отверстию клапана муфты Е.
Контроллер КПП отслеживает состояние нескольких входных сигналов и включает или выключает электромагнитные клапаны и выбирает передачи в соответствии с режимом движения автомобиля.
При нахождении рычага переключения передач в положении "парковка" или "нейтраль" электромагнитный клапан 1 включен. И через этот клапан давление в трубопроводе подаётся к предохранительному и регулирующему клапану.
Муфта В включена
При нахождении рычага переключения передач в положении "парковка" или "нейтраль" клапаны 1 и 2 включены. При этом также включены регулирующие соленоиды (EDS) 4 и 6.
При включенном EDS 6 поступаемая от редукционного клапана жидкость подаётся к предохранительному клапану, клапану муфты В и обратному клапану В. Масло, поступающее к входному каналу клапана муфты, подаётся под давлением к золотнику клапана. Затем давление в трубопроводе поступает в сторону обратного и шарового клапана, включающего муфту В.
Блокирующая муфта (гидротрансформатора)
Соленоид 2 включен и золотник клапана регулировки давления в трубопроводе открывается. Теперь жидкость проходит через клапан давления гидротрансформатора.
В результате давление масла после плунжера блокирующей муфты гидротрансформатора равно давлению в зоне турбины. Поток жидкости движется через вал турбины и пространство за блокировочной муфтой в камеру турбинного колеса.
Смазка/охлаждение.
Смазывающий клапан в случае низкой скорости нагнетания подаёт охлаждающее масло в первую очередь в гидротрансформатор. Кроме того, нагнетательный смазывающий клапан обеспечивает поступление необходимого количества охлаждающего и смазывающего масла через внешний контур.
Жидкость от гидротрансформатора поступает к радиатору через смазывающий клапан.
Задний ход
Задний ход
При включении задней передачи коробка передач приводится в действие посредством первичного вала и муфты В. При этом работа коробки передач происходит следующим образом:
- Муфта В включается и приводит в движение солнечную шестерню задней передачи по часовой стрелке.
- Передача переднего хода включается и удерживает каретку планетарной передачи (переднюю и заднюю) в неподвижном состоянии, способствуя вращению сателлита дифференциала по часовой стрелке.
- Дифференциал вращается против часовой стрелки.
- Выходной вал вращается против часовой стрелки или в обратном направлении.
Управление
Муфта В включена
Давление в трубопроводе, нагнетаемое масляным насосом, направляется к муфте В через клапан с ручным управлением. Положение шарового клапан меняется, обеспечивая прямое давление на муфту В.
Тормоз d включен
Давление в трубопроводе, включающее муфту В, также подаётся на клапан сцепления d.
При включении задней передачи соленоид 1 включается, а EDS 4 выключается. В результате жидкость поступает к редукционному клапану для подачи к клапану муфты d через EDS 4.
Золотник клапана муфты d раскрывается, пропуская жидкость к обратному клапану d.
Блокирующая муфта (гидротрансформатора)
Соленоид 2 включен и золотник клапана регулировки давления в трубопроводе открывается. Теперь жидкость проходит через клапан давления гидротрансформатора.
В результате давление масла после плунжера блокирующей муфты гидротрансформатора равно давлению в зоне турбины. Поток жидкости движется через вал турбины и пространство за блокировочной муфтой в камеру турбинного колеса.
Смазка/охлаждение
Смазывающий клапан в случае низкой скорости нагнетания подаёт охлаждающее масло в первую очередь в гидротрансформатор. Кроме того, нагнетательный смазывающий клапан обеспечивает поступление необходимого количества охлаждающего и смазывающего масла через внешний контур.
Жидкость от гидротрансформатора поступает к радиатору через смазывающий клапан.
Передачи переднего хода - Первая передача
Передачи переднего хода - Первая передача
При включении передачи 1 коробка передач приводится в действие посредством первичного вала и муфты В. При этом работа коробки передач происходит следующим образом:
- Муфта В включается, приводя в движение заднюю солнечную шестерню.
- Задняя солнечная шестерня вращает переднее водило планетарной передачи по часовой стрелке.
- Задняя каретка планетарной передачи приводит в действие передний зубчатый венец и вращает переднее водило планетарной передачи по часовой стрелке.
Управление
Муфта В включена
При нахождении рычага переключения передач в положении "парковка" или "нейтраль" клапаны 1 и 2 включены. При этом также включены регулирующие соленоиды (EDS) 4 и 6.
При включенном EDS 6 поступаемая от редукционного клапана жидкость подаётся к предохранительному клапану, клапану муфты В и обратному клапану В. Масло, поступающее к входному каналу клапана муфты, подаётся под давлением к золотнику клапана. Затем давление в трубопроводе поступает в сторону обратного и шарового клапана, включающего муфту В.
Муфта f включена
Включается EDS 5. Давление в трубопроводе, нагнетаемое через редукционный клапан, поступает к обратному клапану и входу клапана муфты. В результате раскрывается золотник клапана.
Блокирующая муфта (гидротрансформатора)
Соленоид 2 включен и золотник клапана регулировки давления в трубопроводе открывается. Теперь жидкость проходит через клапан давления гидротрансформатора.
В результате давление масла после плунжера блокирующей муфты гидротрансформатора равно давлению в зоне турбины. Поток жидкости движется через вал турбины и пространство за блокировочной муфтой в камеру турбинного колеса.
Смазка/охлаждение
Смазывающий клапан в случае низкой скорости нагнетания подаёт охлаждающее масло в первую очередь в гидротрансформатор. Кроме того, нагнетательный смазывающий клапан обеспечивает поступление необходимого количества охлаждающего и смазывающего масла через внешний контур.
Жидкость от гидротрансформатора поступает к радиатору через смазывающий клапан.
Передачи переднего хода - Вторая передача
Передачи переднего хода - Вторая передача
При включении второй передачи коробка передач приводится в действие посредством входного вала и муфты Е. При этом работа коробки передач происходит следующим образом:
- Муфта Е включается, приводя в движение передний зубчатый венец.
- Передний зубчатый венец приводит в действие водило планетарной передачи.
- Переднее водило планетарной передачи вращает шестерню сателлита дифференциала по часовой стрелке.
- Тормоз f включается и удерживает в неподвижном состоянии переднюю солнечную шестерню.
Управление
Муфта Е включена
Соленоид 2 выключается. Давление в трубопроводе, нагнетаемое редукционным клапаном, подаётся во входной канал клапана муфты Е. Затем жидкость проходит через клапан муфты, и включается муфта Е.
Муфта f включена
Включается EDS 5. Давление в трубопроводе, нагнетаемое через редукционный клапан, поступает к обратному клапану и входу клапана муфты. В результате раскрывается золотник клапана.
Блокирующая муфта
Электромагнитный клапан 2 включен и золотник клапана регулировки давления в трубопроводе открывается. Теперь жидкость проходит через клапан давления гидротрансформатора.
В результате давление масла после плунжера блокирующей муфты гидротрансформатора равно давлению в зоне турбины. Поток жидкости движется через вал турбины и пространство за блокировочной муфтой в камеру турбинного колеса.
Смазка/охлаждение
Смазывающий клапан в случае низкой скорости нагнетания подаёт охлаждающее масло в первую очередь в гидротрансформатор. Кроме того, нагнетательный смазывающий клапан обеспечивает поступление необходимого количества охлаждающего и смазывающего масла через внешний контур.
Жидкость от гидротрансформатора поступает к радиатору через смазывающий клапан.
Передачи переднего хода - Третья передача
Передачи переднего хода - Третья передача
При включении передачи 3 коробка передач приводится в действие первичным валом и муфтами В и Е. При этом работа коробки передач происходит следующим образом:
- Включаются муфты В и Е, приводя в действие заднюю солнечную шестерню и заднее водило планетарной передачи.
- Благодаря вращению задней солнечной шестерни и заднего водилы планетарной передачи переднее водило планетарной передачи вращается в том же направлении.
Управление
Муфта В включена
При нахождении рычага переключения передач в положении "парковка" или "нейтраль" клапаны 1 и 2 включены. При этом также включены регулирующие соленоиды (EDS) 4 и 6.
При включенном EDS 6 поступаемая от редукционного клапана жидкость подаётся к предохранительному клапану, клапану муфты В и обратному клапану В. Масло, поступающее к входному каналу клапана муфты, подаётся под давлением к золотнику клапана. Затем давление в трубопроводе поступает в сторону обратного и шарового клапана, включающего муфту В.
Блокирующая муфта (гидротрансформатора)
Электромагнитный клапан 2 включен и золотник клапана регулировки давления в трубопроводе открывается. Теперь жидкость проходит через клапан давления гидротрансформатора.
В результате давление масла после плунжера блокирующей муфты гидротрансформатора равно давлению в зоне турбины. Поток жидкости движется через вал турбины и пространство за блокировочной муфтой в камеру турбинного колеса.
Передачи переднего хода - четвёртая передача
Передачи переднего хода - четвёртая передача
При включении передачи 4 коробка передач приводится в действие первичным валом и муфтами Е и С. При этом работа коробки передач происходит следующим образом:
- Муфта Е включается, приводя в движение водило планетарной коробки передачи.
- Заднее водило планетарной передачи приводит в движение задний зубчатый венец.
- Заднее водило зубчатого венца приводит в движение дифференциальную передачу.
Управление
Муфта Е включена
Соленоид 2 выключается. Давление в трубопроводе, нагнетаемое редукционным клапаном, подаётся во входной канал клапана муфты Е. Затем жидкость проходит через клапан муфты, и включается муфта Е.
Включена муфта С
EDS 4 выключается, в результате чего уровень жидкости повышается. Давление в трубопроводе подаётся к предохранительному клапану, клапану муфты d и обратному клапану d. При подаче давления на предохранительный клапан включается клапан муфты С и обратный клапан С.
Блокирующая муфта
Электромагнитный клапан 2 включен и золотник клапана регулировки давления в трубопроводе открывается. Теперь жидкость проходит через клапан давления гидротрансформатора.
В результате давление масла после плунжера блокирующей муфты гидротрансформатора равно давлению в зоне турбины. Поток жидкости движется через вал турбины и пространство за блокировочной муфтой в камеру турбинного колеса.
Передачи переднего хода - четвёртая передача; аварийный режим/режим замещения
Передачи переднего хода - четвёртая передача; аварийный режим/режим замещения
При включении передачи 4 коробка передач приводится в действие первичным валом и муфтами Е и С. При этом работа коробки передач происходит следующим образом:
- Муфта Е включается, приводя в движение водило планетарной коробки передачи.
- Заднее водило планетарной передачи приводит в движение задний зубчатый венец.
- Заднее водило зубчатого венца приводит в движение дифференциальную передачу.
Управление
Муфта Е включена
Соленоид 2 выключается. Давление в трубопроводе, нагнетаемое редукционным клапаном, подаётся во входной канал клапана муфты Е. Затем жидкость проходит через клапан муфты, и включается муфта Е.
Включена муфта С
EDS 4 выключается, в результате чего уровень жидкости повышается. Давление в трубопроводе подаётся к предохранительному клапану, клапану муфты d и обратному клапану d. При подаче давления на предохранительный клапан включается клапан муфты С и обратный клапан С.
Передачи переднего хода - Третья передача; аварийный/ замещающий режим
Передачи переднего хода - Третья передача; аварийный/ замещающий режим
При включении передачи 3 коробка передач приводится в действие первичным валом и муфтами В и Е. При этом работа коробки передач происходит следующим образом:
- Включаются муфты В и Е, приводя в действие заднюю солнечную шестерню и заднее водило планетарной передачи.
- Благодаря вращению задней солнечной шестерни и заднего водилы планетарной передачи переднее водило планетарной передачи вращается в том же направлении.
Управление
Муфта В включена
При нахождении рычага переключения передач в положении "парковка" или "нейтраль" клапаны 1 и 2 включены. При этом также включены регулирующие соленоиды (EDS) 4 и 6.
При включенном EDS 6 поступаемая от редукционного клапана жидкость подаётся к предохранительному клапану, клапану муфты В и обратному клапану В. Масло, поступающее к входному каналу клапана муфты, подаётся под давлением к золотнику клапана. Затем давление в трубопроводе поступает в сторону обратного и шарового клапана, включающего муфту В.